Обеспечение качества товаров стало объектом пристального внимания органов государственного управления уже при НЭП, т.е. около 100 лет тому назад, а не только в последнее время.

Именно эти органы, во главе, сначала с Госстандартом, а сейчас Росстандартом, во взаимодействии с другими государственными структурами и общественными объединениями обеспечивают качество отечественных товаров и услуг.

При НЭП и начавшейся индустриализации, когда твёрдо уяснили, что для обеспечения надлежащего качества нужна стандартизация, в 1925 г. был образован Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны.

Тогда же появились публикации по качеству и стандартизации в газетах и журналах.
Перед ожидавшейся войной была развернута грандиозная работа по созданию оборонной промышленности.
Обеспечение качества её продукции, начиная с проектирования и кончая эксплуатацией, стало настолько важной задачей, что неудачи нередко заканчивались суровыми репрессиями, обычно необоснованными, вплоть до расстрела (тогда появились КБ за колючей проволокой, «шарашки», где создавалось оружие будущей победы).
Тогда же было подтверждено, что в обеспечении качества ключевыми факторами являются обучение и квалификация кадров – «Кадры в период реконструкции решают всё» и организация производства (то, что сейчас называют менеджментом качества).

При этом организация производства предусматривала:
– тотальный контроль технологических процессов (то, что сейчас называют, например, системой Тойота),
– тотальный контроль «покупных» материалов и комплектующих,
– тотальный операционный контроль и контроль готовой продукции.

Тогда же информация о проблемах качества стала активно обсуждаться в технических журналах.
С началом войны, особенно в первый её период, когда оборонные заводы были эвакуированы на Урал и в Сибирь, обеспечение качества стало предельно трудным. Но в конце войны и сразу после неё отечественная промышленность не только полностью обеспечивала армию надежной авиацией, артиллерией, танками, боеприпасами, но приступила к разработке и поставкам реактивных двигателей, радиолокационной техники, а также к созданию ядерного оружия.
Однако качество товаров народного потребления, городской инфраструктуры, транспорта реально стало улучшаться только в 50-е годы.

Революционный сдвиг в повышении качества произошёл, когда в 1963 г. руководителем Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР стал В.В. Бойцов (р.1907 – у. 1997).

С ним в практику обеспечения качества и в науку о качества пришли огромный опыт и системный подход, так как он после окончания в 1937 году кафедры сварки МГТУ имени Н. Э. Баумана:
– работал в авиационной промышленности – начальником цеха, главным инженером, директором нескольких заводов, заместителем министра авиационной промышленности,
– несколько лет помогал создавать в КНР авиационную промышленность,
– после КНР перед стал директором НИАТ (НИИ авиационной технологии).

Бойцов, сформировав структуру управлений и отделов Комитета, пригласив для работы в них несколько специалистов авиапрома, а также Госплана, начал с создания организационной и научной базы деятельности Комитета.

Организован ВНИИ стандартизации, ВНИИС, Комитету был передан ВНИИ по нормализации в машиностроении – ВНИИНМАШ.

Созданы ВНИИЦСМВ – центр по актуализации и гармонизации действующих стандартов на продукцию, вещества и материалы, ВИНИКИ – Всесоюзный институт по классификации, кодированию и информации и ВИСМ – ВНИИ стандартизации и метрологии – учебный центр для повышения квалификации работников создаваемых ЦСМ – Центров стандартизации и метрологии.

В структуру Комитета были переведены нескольких НИИ из атомной промышленности и радиоэлектроники, специализировавшиеся на измерениях физических единиц, например ВНИИФТРИ, и создан головной институт по метрологии – ВНИИ метрологической службы.

Для работы в институтах была приглашена большая группа специалистов из оборонных отраслей (авиация, ракетная техника, атомная промышленность, радиоэлектроника).

В 1977 г. во ВНИИНМАШ отдел прочности организовал внедрение методов расчетов и испытаний на прочность, используемых в оборонных отраслях, в гражданское машиностроение.

Исследования отдела подтвердили, что действующие в стране стандарты и рекомендации не уступают стандартам Американского Общества инженеров-механиков (ASME) и Американского института по испытаниям материалов (ASTM).

К 1984 г. отделом изданы 46 методических рекомендаций, которые до настоящего времени используются в промышленности.
Кроме того, рекомендации Совета использованы Госкомитетом по науке и технике для оценки эффективности мероприятий по экономии материалов в машиностроении.

В республиках, краях и областях созданы представительства Комитета – региональные Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), путём преобразования лабораторий госнадзора, которые оказывают товаропроизводителям практическую помощь по улучшению качества выпускаемой ими продукции.

В отраслях промышленности совместно с министерствами, на базе головных НИИ, созданы головные организации по стандартизации, где появились соответствующие подразделения. Им было поручено оказывать предприятиям помощь по повышению качества выпускаемой продукции.

Проводится системная работа по пересмотру и разработке новых стандартов.

В 1968 году утверждена «Государственная система стандартизации» (ГСС), установившая единый порядок разработки, обозначения, регистрации, издания, обращения и внедрения стандартов всех категорий на всех уровнях управления.

В 1970 году утверждены государственные стандарты Единой системы технической документации (ЕСТД) и комплекс государственных стандартов по безопасности труда, послуживший основой Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

Принципиально новой, не имеющей аналогов в мировой практике, стала разработка Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы технологической подготовки производства (ЕСТПП), Системы разработки и постановки продукции на производство (СРПП) и конструкторско-технологических классификаторов машиностроения и приборостроения, в том числе Классификатора ЕСКД. Эти системы и в настоящее время сохранили своё значение.

В 80-е годы создано новое направление в развитии отечественной стандартизации – разработка стандартов с перспективными показателями, прокладывающим путь к более высокому качеству.
Впервые в мировой практике разрабатывались комплексы стандартов (комплексная стандартизация).

В 70-е годы Госстандарт, обобщив опыт передовых предприятий ввел понятие о системном подходе к управлению качеством продукции.
В 1955 году на Саратовском авиационном заводе стала действовать Система бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдачи ее ОТК и заказчикам с первого предъявления.
В Львовской области был разработан так называемый «Львовский вариант саратовской системы» – система бездефектного труда (СБТ). Основным показателем качества труда являлся «коэффициент качества труда» – количественное выражение качества труда исполнителей.

В Горьковской области использовалась система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий, направленная на то, чтобы уже в процессе проектирования и технологической подготовки производства обеспечить изготовление надежных и высококачественных изделий.
Информация о работе изделий в различных эксплуатационных условиях помогала вносить различные изменения в их конструкцию, повышать их надежность, качество. Сбором, анализом и обобщением этой информации занимались созданные на предприятиях специальные службы надежности.

На Ярославском моторном заводе использовалась система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса), в основе которой было планирование основных показателей качества продукции и управление этими показателями. Основным планируемым показателем был выбран моторесурс двигателя. Увеличение моторесурса осуществлялось повышением надежности деталей и узлов, лимитирующих его уровень.

На предприятии в Рыбинске, изготавливающем реактивные двигатели действовала Система научной организации труда, производства и управления (НОТПУ), предусматривающая комплексное использование и совершенствование методов научной организации труда, производства и управления
Специалисты Госстандарта провели анализ, изучение и обобщение передового опыта предприятий в управлении качеством. Их результатом стала разработка комплексной системы управления качеством продукции предприятия (КС УКП) на базе стандартов предприятия.

КС УКП является основной частью общей системы управления предприятием и функционирует одновременно со всеми другими видами деятельности на предприятии, согласуясь и взаимодействуя с ними.

Эта практика предшествовала системам менеджмента качества на базе стандартов серии ИСО 9000.

Организовано и успешно осуществляется сотрудничество с национальными и международными органами по стандартизации.
В 1964 г. Бойцов выступил с докладом в Токио на международной конференции, впервые заявив, что основой обеспечения качества, нужного потребителям, является стандартизация, выдвинув слоган «Стандарты и качество».

СССР стал одним из основателей ИСО, постоянным членом её руководящих органов, а Бойцов дважды избирался её Президентом: в 1961-1964 годах и в 1976 – 1979.
Специалисты ВНИИНМАШ и головных НИИ стали участвовать в работе отраслевых Технических Комитетов ИСО.

СССР также стал членом Европейской организации по качеству (European Organization for Quality, EOQ) и Европейской организации по контролю качества (European Organization for Quality Control, EOQС).

В 1996 г. на основе модели Делового Совершенства Европейского Фонда Менеджмента Качества (European Foundation for Quality Management, EFQM) была учреждена Премия Правительства в области качества, которая ежегодно присуждается на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, а также за внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества.

В 2003 году, Всероссийская организация качества стала Национальной Партнерской Организацией Европейского фонда менеджмента качества (The European Foundation for Quality Management, EFQM) и получила право на ведение работ в России по подготовке асессоров EFQM и проведении независимых оценок по неконкурсным Уровням Признания EFQM.

Значимость деятельности Госстандарта была настолько высокой, что на ВДНХ, недалеко от Главного входа, был павильон «Стандартизация», в котором регулярно проводились семинары, конференции для работников служб стандартизации на предприятиях.

В 1982 и 1983 годах в нём были размещены образцы продукции, представленные на Конкурсы качества, в которых приняли участие основные промышленные министерства. Представителей предприятий – дипломантов Конкурса наградили медалям ВДНХ.

Госстандарт в 1975 г. ввел аттестацию продукции по категориям качества, но в 1984 г. по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 августа 1983 года N 814 “О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве” и в целях повышения технического уровня и качества продукции машиностроения, расширения ее экспорта и сокращения затрат на проведение сертификации этой продукции за рубежом Совет Министров СССР постановил ввести в стране сертификацию продукции машиностроения, Министерствам и ведомствам было поручено разработать и осуществить мероприятия, обеспечивающие повышение технического уровня и стабильность технико-экономических показателей продукции машиностроения, подлежащей сертификации, с тем чтобы довести ее качество до уровня лучших мировых образцов.

Госстандарту совместно с Министерством иностранных дел СССР и с участием Министерства внешней торговли, Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям и других заинтересованных министерств и ведомств было поручено обеспечить в 1984-1988 годах присоединение СССР к международным системам и соглашениям или заключение соглашений СССР с другими странами, в том числе со странами – членами СЭВ, по сертификации продукции.

Министерства совместно с Госстандартом должны были назначить организации для проведения сертификационных испытаний продукции, укомплектовать их оборудованием и квалифицированными специалистами, обеспечить полноту и правильность проведения испытаний и достоверность их результатов.

На Госстандарт были возложены методическое руководство сертификацией, координация деятельности министерств и ведомств по сертификации, государственный надзор за правильностью проведения сертификации, а также функции национального органа СССР по сертификации, осуществляющего взаимодействие с соответствующими уполномоченными органами других стран и международных организаций по вопросам сертификации.

Госстандарт установил порядок сертификации продукции машиностроения, по которому были аттестованы и стали действовать первые 19 испытательных центров, а в 1985 г. ввёл градацию органов по сертификации и требования к их созданию, понятие об экспертах по сертификации и порядок их аттестации.

После этого в стране начался бум по созданию органов по сертификации, в том числе, с участием зарубежных партнеров и началась подготовка экспертов по сертификации.
Действует система аттестации экспертов по сертификации, функционируют десятки испытательных центров, которые аккредитованы государственным органом в порядке, соответствующем общепринятым международным органам, протоколы которых признаются авторитетными организациями товаропроизводителей. Среди них «Ростест -Москва» и «Тест-Санкт-Петербург», а также Морской Регистр России, протоколы и свидетельства которого признаются наравне с аналогичными документами «Ллойд регистр».

Наряду с Госстандартом (Росстандартом) оценку качества проводит Торгово-промышленная палата (ТПП) России и ТПП в регионах и городах.
Московской торгово-промышленной палатой в 1985 году создана АО «Мосэкспертиза», которая представляет экспертные и консультационные услуги предприятиям и организациям различных форм собственности.

С 1997 г. реализует программу «Московское качество», введенную в действие Постановлением Правительства Москвы.

В 1988-1989 г.г. Г.Д. Колмогоровым, ставшим в 1984 г. Председателем Госстандарта, исходя из указания Ю.В. Андропова, проводилась Госприемка гражданской продукции аналогично военной приемке. Она велась специалистами Госстандарта, которые, в отличие от их коллег по военной приемке не ограничивались исключительно отбраковкой нестандартной, некачественной продукции. Актуализировалась техническая документация, улучшались технический контроль и метрологическое обеспечение.
По инициативе Б.Н. Ельцина, тогда заместителя Председателя Госстроя, госприемка была отменена.

В 1982 г. в Совете Экономической Взаимопомощи (СЭВ) начались работы по стандартизации и управлению качеством, организация которых была возложена на ГДР, и создан Институт по стандартизации, руководителем которого стал представитель СССР.

Наряду со стандартами ИСО и МЭК в отечественной промышленности стали в плановом порядке разрабатываться и использоваться стандарты СЭВ.

В конце 80-х годов, уже при Колмогорове была завершена, после длительных согласований с экспертами ГДР, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Вьетнама, пятилетняя работа, по созданию Системы обязательной сертификации продукции при взаимных поставках стран – СЭПРОСЭВ. В 1990 году Министр иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе направил её для регистрации в ООН.

В 80-е годы по указанию ЦК КПС Кубе, Вьетнаму и Монголии оказана помощь по организации государственных органов по стандартизации. Для этого в этих странах были направлены представители Госстандарта, которые оказывали методическую помощь коллегам в этих странах
Позднее аналогичная помощь была оказана Китаю.

В декабре 1999 был принят Закон о защите прав потребителей, регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами, импортерами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Он устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для их жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяющий механизм реализации этих прав.

В 2001 г. Госстандарт инициировал создание Всероссийской организации качества (ВОК), которая проводит:
• экспертизу законодательных и нормативных актов по вопросам качества;
• готовит специалистов и преподавателей в области управления качеством;
• пропагандирует среди потребителей, товаропроизводителей, финансовых и торговых структур идеи, методы и средства обеспечения качества.

В ВОК входят 82 региональных и местных отделения. В работе президиума ВОК принимают участие руководители субъектов федерации, федеральных министерств и ведомств.
ВОК сотрудничает с Советом Федерации и Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации.
ВОК поддерживает программы, направленные на повышение качества отечественной продукции и услуг, в том числе:
• «100 лучших товаров России»;
• «Всероссийская марка. III тысячелетие. Знак качества XXI века»;
• «Московское качество»;
• «20 ключей».
• Модель EFQM в России
• Приз за качество инноваций.
ВОК учредила:
• АНО «Центр Квалитет»,
• АНО «Центр консалтинга и оценки ВОК»;
•АНО «Центр экспертных программ ВОК»;

АНО «Центр консалтинга и оценки ВОК»:
– в 2002- 2003 разработал программы и методические рекомендации для обучения специалистов в области менеджмента качества, учитывающие требования Европейской организации качества;
– в 2005 – 2021 г. разработал и внедрил современные подходы к организационной диагностике организаций, основанные, в том числе, на Модели делового совершенства EFQM;
– в 2005.-2021 г.г. – подготовил около 300 специалистов для оценки качества по критериям EFQM;
– с 2005 по 2021 г.г – выполнил более 150 экспертных оценок менеджмента российских предприятиях по критериям Совершенства EFQM;
– в 2008 – 2016 г.г. – обеспечил успешное участие российских организациях в Международном Конкурсе «Приз EFQM за Совершенство и Азиатском Призе за Совершенства.
– с 2017 по 2021 гг – обеспечивает участия российских организаций в Международном Конкурса Качества Инноваций.

АНО «Центр экспертных программ ВОК:
– в 2000 г. провел совместно с ЗАО «Московский Международный Тендерный Центр» предварительную оценку стоимости строительства офисно-гостиничного комплекса на набережной им. Тараса Шевченко – ММДЦ «Москва-Сити»;
– в 2002 г. провел оценку качества менеджмента 4-х московских ТЭЦ,
– в 2009 -2014 годах провел Конкурсы для выявления организаций с наиболее успешным менеджментом качества и пропаганды их опыта;
– в 2017-2019 годах разработал программу оценки менеджмента качества банковской деятельности для Ассоциации российских банков,
– в 2018 г. разработал программу для оценки качества услуг ЖКХ,
– организует и методически обеспечивает реализацию программ «Российское качество» и «Worde Quality».

Действуют органы государственного надзора за товарами и технические инспекции, в том числе санитарно-эпидемиологическая и ветеринарная службы, хлебная инспекция, торговая инспекция и органы, осуществляющие государственный надзор в области стандартизации и сертификации.
Качество продукции контролируют несколько обществ потребителей.

Для информирования всех заинтересованных сторон издается в электронном виде 5 ежемесячных журналов и еженедельная газета.